Рынок IPO
Рынок IPO – это рынок ценных бумаг, фондовый рынок. Его состояние зависит от количества акций эмитентов и от величины спроса на них. Чем больше акций и выше спрос, тем лучше для рынка.
IPO - cпособ акционирования, при котором ценные бумаги эмитента впервые становятся доступными для широкой аудитории.
Также используются термины «первичное размещение» или «public offering».
По мнению многих экспертов, участие в IPO несет определенные риски. Так, инвестор никогда не знает, как поведут себя акции компании в ближайшем будущем. Он не располагает достаточной информацией, поскольку у эмитента нет «биржевой» истории. Также на IPO зачастую выходят, окрыленные мимолетным успехом. Это создает дополнительное напряжение среди потенциальных акционеров.
В этом случае уместна трактовка аббревиатуры IPO - "It's Probably Overpriced" («они, возможно, переоценены»). Противники такого подхода утверждают, что IPO – это "Immediate Profit Opportunities", т.е. «возможность быстро заработать».
Цена IPO
Размещаться могут как молодые start-up для привлечения средств и инвесторов, так и монстры индустрии, которые хотят упрочить свои позиции.
В первом случае компания реализует свои вновь выпущенные акции (Primary Public Offering), во втором продает ранее эмитированные бумаги (Secondary Public Offering).
Еще один случай, который иногда встречается в практике, это так называемое «доразмещение». Дополнительный выпуск акций в случае, когда они уже обращаются на бирже.
Так или иначе, для выхода на IPO привлекаются сторонние компании-андеррайтеры. Они помогают собрать все необходимые документы, выбрать торговую площадку и цену размещения.
Полный список сторон, участвующих в выходе на биржу, выглядит так:
- Компания-эмитент
- Андеррайтер;
- Аудиторы;
- Инвестбанк;
- Юридическая контора;
- Консультанты;
- PR-щики.
Они отвечают за следующие процессы:
- Due diligence эмитента;
- Аудит;
- Юридическая экспертиза бизнеса;
- Оценка бизнеса;
- Оценка технологий и кадров;
- Подготовка проспекта;
- Маркетинговый анализ деятельности;
- Экспертиза сделок, заключаемых при IPO.
Еще одно мероприятие, входящее в список обязательных, - это Road Show. После этого акции компании проходят листинг на бирже. Процедура, обратная листингу, называется делистинг.
Делистинг - это процесс снятия акций с торгов на бирже. Делистинг обычно происходит при резком ухудшении финансового положения компании, когда компания перестает отвечать стандартам биржи, либо при объединении компании (сделка M&A).
Выход на IPO
Цена IPO – размещения, которую определяют андеррайтеры.
Ценообразование в данном случае зависит от большого количества факторов. Их можно объединить в 2 большие группы:
1. Внешние (общее состояние рынка, деятельность конкурентов, поведение покупателей);
2. Внутренние (финансовые показатели, качество выпускаемых продуктов и предоставляемых услуг, репутация и т.д.)
Реальная цена акций становится известна не сразу, а спустя некоторое время с момента размещения. Яркий пример – IPO Facebook и IPO Google .
Народное IPO (айпио)
Народное ipo (айпио) – то же самое, что и «классическое», но с небольшим отличием. Акции такого размещения предназначены в первую очередь для населения страны, где работает эмитент. Зачастую такое первичное размещения устраивает госкомпания.
Не секрет, что народное IPO служит целям приватизации, которая в свою очередь нужна для пополнения бюджета.
Классический пример народного IPO – распродажа государственных активов в Великобритании в 80-90-х годах. Жители королевства могли приобрести ценные бумаги национальных компаний British Gas, British Steel, Rolls Royce и т.д.