Изучение курса микроэкономики начнем со знакомства с базовыми микроэкономическими понятиями.
Микроэкономика - это наука изучающая поведение экономических субъектов: компаний, работников, инвесторов, потребителей и т.д. Микроэкономика изучает не всю экономику, а отдельные ее составляющие и на базе данных исследований объясняет спрос конкретных групп субъектов, предложение одной компании или компаний отдельных секторов, принципы формирования цены на отделные виды товаров и т.д.
В отличие от микроэкономики макроэкономика изучает экономику отдельной страны или группы стран как единое целое. Макроэкономика рассматривает совокупный спрос и совокупное предложение, доходы и расходы субъектов в национальном масштабе.
Ключевыми понятиями микроэкономики являются "ресурсы" и "потребности". Эти понятия тесно связаны между собой. Именно наличие потребностей лежит в основе спроса на товары и услуги, а производство последних невозможно без ресурсов.
Определение термина "потребность" намного шире, чем может показаться на первый взгляд. Например, А. маслоу создал теориюиерархии потребностей, которую принято изображать в виде пирамиды.
В основании пирамиды находятся нисшие физиологические потребности, а на вершине - высшие, такие как самоутверждение и духовные ценности.
Итак, иерархия потребностей Маслоу включает следующие виды потребностей:
Физиологические потребности. Это базовые потребности людей, которые ничем не отличают нас от животых. К ним относят: потребность в питании, воде, отдыхе, воздухе и др. Без данных потребностей выживание человека невозможно.
Потребность в безопасности. Это потребность человека в защищенности, желании быть огражденным от внешних и внутренних угроз; желание стабильности и определенности.
Социальная потребность. Каждому человеку требуется общение с другими людьми, создание семьи, а также дружеские отношения и любовь.
Потребность в самоутверждении. Сюда относятся достижения в профессиональной сфере, карьерный рост.
Потребность в самоактуализации.