Группа «Бета Финанс»

Эксперты все еще пытаются подсчитать ущерб от блокировки Суэцкого канала большегрузом

Эксперты все еще пытаются подсчитать ущерб от блокировки Суэцкого канала большегрузом

27 мая 2021, 18:28
6875

С момента того, как 23 марта 2021 года контейнеровоз Ever Given сел на мель, прошло уже более месяца, а эксперты говорят, что и сейчас сложно подсчитать весь ущерб, который понесла мировая экономика в результате инцидента. До сих пор сфера мировой логистики восстанавливается, но и это еще не все последствия инцидента.

Что случилось с Ever Given

Контейнеровоз в ночь с 23 на 24 марта 2021 года сел на миль, перекрыв практически полностью Суэцкий канал. Для того чтобы снять судно с мели, потребовалась неделя, что повлекло образование пробки из нескольких сотен других судов. Причём, не просто стандартных «барж», а внушительных по размерам плавучих средств, что перевозили массивные контейнеры.

Эксперты уже поспешили назвать происшедшее «одним из самых чувствительных ударов по глобальной торговле и мировой экономике». До конца подсчитать все потери сложно и сейчас, однако известно, что оцениваться они будут в сотни миллиардов долларов. Можно оценить лишь приблизительный ущерб самостоятельно, учитывая, что каждый час вынужденного простоя оборачивался потерями для мировой торговли в 400 млн долларов.

Вес судна составлял 220 000 тонн, на нем находились 20 000 огромных контейнеров. Если кто-то представляет себе контейнер лишь «коробкой» длиной несколько метров, то это не соответствует истине. Так, если поставить такой контейнер вертикально, то по высоте он превзойдет небоскреб Эмпайр-Стейт-Билдинг, что расположен в США.

Суэцкий канал — жизненно важная артерия всей мировой торговли

Суэцкий канал
Суэцкий канал

О Суэцком канале слышали почти все, даже люди, далекие от мира бизнеса. Знают о нём и школьники, хотя, возможно, плохо представляют, где он находится и почему он так важен. Если говорить кратко, то это чрезвычайно важный торговый маршрут, который соединяет континенты, позволяя судам передвигаться по миру, не огибая Африку.

Протяженность его всего лишь 160 километров, но именно он позволяет транспорту проходить между Азией и Европой относительно быстро. Это, в свою очередь, позволяет максимально удешевить стоимость перевозимых грузов.

Если по каким-то причинам проход через канал невозможен, то судам придется огибать Африку, на что уйдут две недели. Столь серьезное удлинение маршрута зачастую делает перевозку экономически нецелесообразной для многих товаров. По статистике, в 2020 году канал пропустил через себя почти 20 000 большегрузов.

Борьба за разблокировку

Поскольку потери для мировой экономики из-за невозможности прохождения по каналу просто фантастические, то борьба за разблокировку артерии велась круглые сутки без перерыва. Именно через Суэцкий канал проходят плавучие транспортные средства, обеспечивающие 12% всего мирового торгового оборота. Неудивительно, что дело взял под свой контроль сам президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси.

Специалистам пришлось в прямом смысле делать канал шире и глубже, причем, в рекордно короткие сроки. Если бы подобное расширение потребовалось в другое время без такой срочности, то работы заняли бы несколько месяцев, но ввиду чрезвычайной ситуации специалистам удалось проделать гигантскую работу всего лишь за несколько суток. Эксперты отмечают, что частично помогла и активность Луны, что пришлась именно на эти дни.

Известно, что активность Луны вызывает на Земле приливы и отливы, и, к счастью, в процессе разблокировки активность ее была максимальной.

Потери мировой экономики

Суэцкий канал: потери мировой экономики
Суэцкий канал: потери мировой экономики

Несмотря на колоссальную работу и быстрое разрешение ситуации, последствия экспертами характеризуются как «катастрофические». Они выражались в следующем:

  • Был заблокирован проход для 450 торговых судов.
  • Некоторые из них не смогли ждать в образовавшейся пробке, поскольку было неясно, когда завершится эта операция. Часть большегрузов вынужденно отправилась в путь другим путем, огибая африканский континент, то есть в пункт назначения транспорт пришел на две недели позже.
  • Потери в 400 млн долларов в час - одни самых больших, что несла мировая экономика за последние десятилетия. Их можно сравнить только с экономическими потерями из-за глобальных войн.
  • Каждая неделя простоя - это потеря 0,3 % от пункта роста мировой торговли.
  • Необходимость некоторым судам огибать Африку, удлиняя маршрут на 9000 км, тоже негативный фактор. Это означает, что многие товары и услуги были доставлены с большой задержкой, что повлекло рост цен.
  • Направление плавучих средств в обход, к тому же, повлекло необходимость дополнительного расхода топлива. Поэтому неудивительно, что цены на горючее в портах по месту следования резко подскочили.

Долгосрочные последствия

Только специалисты смогут оценить все многочисленные последствия, а простые обыватели заметят это лишь по скачку цен. Например, не были доставлены вовремя полупроводники, что повлекло за собой удорожание комплектующих для оборудования.

Европейские предприниматели, занятые в самых разных сферах, тоже почувствовали негативные последствия. Так, об этом написал в соцсети один из владельцев мастерской по пошиву одежды. Ателье было вынуждено частично приостановить работу, поскольку материалы, ткани просто не прибыли в ожидаемый срок.

Предприниматель отмечает, что у его пошивочного предприятия были заключены договора на пошив униформы, одежды, свадебных платьев, которые необходимо было создать к строго определенному сроку. Но в результате задержки срок окончания пошива для клиентов отодвинулся почти на 1-2 недели.

И это лишь один из очень небольших примеров того, как сказался инцидент на бизнесе. Большинство последствий гораздо более серьёзны, например, нехватка сырья, комплектующих, медикаментов, что серьезно осложнило деятельность производств, лечебно-оздоровительных учреждений.

Какие выводы были сделаны

Конечно, повторение аналогичной ситуации просто недопустимо. Однако нельзя сказать, что виной всему был банальный «человеческий фактор». Эксперты считают, что причиной стало соединение нескольких негативных факторов. Мировая экономика стремительно развивается, людей стимулируют потреблять больше и больше. А значит, обычными относительно небольшими баржами, перевозящими сырье, оборудование и продукцию уже не удовлетворить спрос.

Для того чтобы мировая экономика функционировала бесперебойно, необходимо перевозить грузы только огромными контейнеровозами, то есть такими, каким и было застрявшее судно, каждый контейнер на котором по размеру превышал небоскрёб Нью-Йорка. При относительной узости артерии такие маневры действительно рискованны.

Кто-то может посчитать, что гигантские плавучие средства очень устойчивы. Однако известно, что когда ветер достигает определенной скорости, то такие гиганты, напротив, становятся гораздо более уязвимыми, нежели небольшие маневренные суда. И теперь об этой проблеме специалисты заговорили серьёзно.

Что планируется сделать

Время демагогии осталось в прошлом. Необходимо действовать быстро и решительно. Человечество освоило полученный урок, и в середине мая 2020 года стало известно о том, что администрация Суэцкого канала объявила о его глобальной реновации. В частности, планируется сделать следующее:

  • Будет проложено 10 км нового маршрута, канал будет расширен и углублен.
  • Будет организовано двухстороннее движение судов.
  • Будет создано параллельное русло протяженностью в 72 км.

Да, это большой объем работ, который потребует привлечения миллиардов долларов. Однако другого выхода нет, если учесть, что каждый час простоя обошелся мировой экономике в 400 млн долларов.

Допускать перегрузку цепочки поставок товаров нельзя, а также экономически нецелесообразно кардинально менять маршрут следования. Кстати, после разблокировки проблема не была решена полностью.

Движение было организовано вновь, но из-за большого скопления транспорта, одновременно отправившегося в дальнейший путь, принимающие порты начали испытывать серьезную перегрузку. У них просто не оказалось достаточного объема мощностей, чтобы принять большегрузы, что друг за другом стали заходить в пункты назначения.

Вывод

Если говорить кратко, то вывод заключается в том, что человечеству был преподан один из самых серьёзных уроков. Благодаря мировой глобализации, активному товарообороту и потреблению закупорка тех или иных участков инфраструктуры может привести не только к огромным потерям в экономике, но и к настоящей катастрофе.

А сегодня начался новый, тоже весьма неприятный этап - этап поиска виновника и судебных разбирательств. Кстати, еще одним очередным негативным последствием стала существенная финансовая нагрузка на страховые компании, с которых сейчас в массовом порядке требуют возмещения ущерба владельцы пострадавших в ожидании большегрузов. Цены на сырье, материалы и продукты возросли, и вряд ли теперь они в полной мере вернутся к прежним показателям. Активно идёт выяснение популярных вопросов: «Кто виноват?» и «Что делать?».

Само судно после разблокировки было отбуксировано в Большое Горькое озеро и арестовано. Огромные финансовые требования теперь предъявляются и к владельцу большегруза. Известно, что управление проводилось командой из Тайваня из компании Evergreen Group, а сам контейнеровоз принадлежит японской компании Shoei Kisen.

Подсчет убытков, поиск виновных, судебные тяжбы займут, как предполагают эксперты, еще 1-2 года.

Комментарии

Известно, что управление проводилось командой из Тайваня из компании Evergreen Group, а сам контейнеровоз принадлежит японской компании Shoei Kisen.
Даа, потери составили немалые... Что ж, это жизнь, и такое бывает...
Я считаю, что необходимо извлечь уроки из этой ситуации. Для предотвращения подобной трагедии.
Ого, никогда не слышала о таком инциденте. Очень интересно. Никто не погиб?
Мда там потери не малые, будет трудно со считать, очень жаль, что такое бывает, но это жизнь
Кто то потерял, а кто то наверное на этом хорошо и наварил.
желаю им удачи
Желаю им всего доброго
Все таки автор молодец раз затронул такую тему
Да, урок серьёзный преподнесен

Добавить комментарий

CAPTCHA
Введите код подтверждения!
Введите ответ в поле

Что еще в мире финансов?

Все блоги

Вход на сайт